Организация детского, диетического и лечебно-профилактического питания
Биография Дэвида Моррела
продажа авто в омске
книжный магазин книжный магазин онлайн
Здоровое питание складывается не только из широкого ассортимента высокоценных в биологическом отношении и доступных для потребителя продуктов питания. Не менее значимы знания об их полезных свойствах, рациональном питании и здоровом образе жизни. Важно научить человека правильно организовывать свое питание.
Проведенный мониторинг питания населения выявил глубокий дефицит витаминов: недостаток витамина С выявлен у 80% обследованных; у 40-80% обнаружен дефицит витаминов группы В; 40-50% испытывают недостаток каротина. А ведь дефицит витаминов снижает умственную и физическую работоспособность, сопротивляемость организма различным заболеваниям, усиливает отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, вредных факторов производства, нервно-эмоционального напряжения и стресса; повышает профессиональный травматизм, чувствительность организма к воздействию радиации, сокращает срок активной трудоспособной жизни.
Здоровых людей в всего 10-15%, у 40% выявлена недостаточная адаптация (т.е. эти люди могут перейти в состояние предболезни или болезни). Необходимо с помощью питания перевести эту категорию населения в ранг здорового состояния.
Приоритетными направлениями концепции о питании в настоящее время являются:
- ликвидация дефицита белка;
- ликвидация дефицита микронутриентов (витаминов, минеральных веществ, микроэлементов);
- уровень образования в области здорового питания;
- питание детей, в том числе индустрия школьного питания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мероприятия, направленные на улучшение питания
подрастающего поколения
Для улучшения питания детей необходимо:
Создать экономические условия, стимулирующие работу производителей продуктов детского питания (налоговые льготы) и специализированных пищевых продуктов, обогащённых важнейшими нутриентами (белками, витаминами, микроэлементами и др.).
О питании подрастающего поколения в разделах концепции отмечено:
- рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства;
- обеспечение больных детей специализированными продуктами лечебного питания;
- обеспечение горячим питанием детей школьного возраста;
- развитие системы подготовки и переподготовки кадров всех уровней в области пищевых технологий, общественного питания и гигиены питания.
Ткани организма детей на 25 % состоят из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и на 75 % - из воды. Обмен веществ у детей протекает в 1,5-2 раза быстрее, чем у взрослого человека, процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции.
Энергетическая ценность суточного рациона питания детей выше их энергетических затрат, так как часть питательных веществ необходима для обеспечения процесса роста и развития организма.
Для нормального физиологического и умственного развития детей и подростков необходимо полноценное сбалансированное питание, обеспечивающее пластические процессы и энергетические затраты организма с учётом возраста и физиологических норм питания.
Суточные физиологические нормы питания детей раннего и дошкольного возраста приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Потребность детей раннего и дошкольного возраста в основных пищевых веществах и энергии
Пищевые вещества |
Возраст детей |
|
1-3 года |
3-7 лет |
|
Белки, г в том числе животные Жиры, г в том числе растительные Углеводы, г Минеральные вещества, мг: кальций фосфор магний железо Витамины: В1, мг В2, мг В6, мг В12, мкг РР, мг С, мг А, мкг Е, МЕ Д, МЕ Энергетическая ценность, ккал
|
53 37 53 5-10 212
800 800 150 10
0,8 0,9 0,9 1,0 10 45 450 7 400 1540 |
68 44 68 10 272
1200 1450 300 15
1,0 1,3 1,3 1,5 12 50 500 10 100 1970 |
Суточный набор продуктов на 1 ребёнка в детских дошкольных учреждениях приведён в таблице 2.
Таблица 2 – Суточный набор продуктов в ДДУ (г)
Продукты |
В детских садах (дети 3-7 лет) |
||
длительность пребывания |
|||
9-10 ч |
12 ч |
24 ч |
|
Хлеб: пшеничный ржаной Мука: пшеничная картофельная Крупы, бобовые, макаронные изделия Картофель Овощи разные Фрукты: свежие сухие Сахар Кондитерские изделия Масло: сливочное растительное Яйцо (шт) Молоко Творог Мясо Рыба Сметана Сыр Кофе злаковый Соль Дрожжи Чай |
80 40
20 3 30
190 200
60 10 45 10
20 7 0,5 420 40 100 45 5 5 2 5 1 0,2 |
110 60
25 3 45
220 250
60 10 55 10
23 9 0,5 500 40 100 50 10 5 2 5 1 0,2 |
110 60
25 3 45
220 250
150 15 55 10
25 9 0,5 500 50 100 50 15 5 2 8 1 0,2 |
Важное значение в организации питания детей раннего дошкольного возраста имеет режим питания. Рекомендуется устанавливать 4-х разовое питание с промежутками между отдельными приёмами пищи 3,5- 4 часа. На завтрак должно приходиться 25% суточного рациона, обед – 35-40% ,полдник – 10-15 %, ужин – 25 %.
При составлении рациона питания детей раннего и дошкольного возраста (обязательное участие медицинского работника учреждения) необходимо максимально учитывать рекомендуемый набор продуктов (таблица 2), который покрывает физиологическую потребность детей в пищевых веществах. Однако ежедневно использовать весь перечень продуктов в указанных дозировках невозможно (кроме сахара, молока, молочных продуктов, овощей и фруктов, хлеба, мяса, масла). Остальные продукты включают в меню через 2-3 дня. При этом важно, чтобы в течение 10 дней все положенные количества продуктов были полностью израсходованы, тогда будет уверенность, что дети получили рациональное питание с учётом возраста. Фактически израсходованные продукты за сутки должны фиксироваться в накопительной ведомости. Пользуясь данными за 10 дней подряд, можно произвести анализ фактического питания и своевременно внести коррективы.
При составлении меню для детей необходимо обращать особое внимание на разнообразие блюд не только в течение 10 дней, но и в течение дня. Желательно, чтобы дети получали ежедневно не менее двух овощных блюд, разных по технологии приготовления и составу, и одно крупяное, обогащённое фруктами, овощами или биодобавками (пищевыми волокнами, «МипроВИТом»), а также соки или натуральные плоды и ягоды.
В случае отсутствия какого-либо продукта для сохранения пищевой ценности рациона допускается замена продуктами, равнозначными по химическому составу: мясо, птица, рыба, яйцо, творог.
Важную роль в организации питания детей имеют разработанные перспективные меню на 10 дней или 2-х недельные с учётом сезонов года и местных особенностей снабжения, использование нетрадиционных видов сырья. Основой для составления перспективных меню могут служить изданные в 1984 году Методические рекомендации Министерства здравоохранения по согласованию с Министерством просвещения «Примерные 10-дневные меню для питания детей, посещающих детские дошкольные учреждения».
При организации питания детей важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, национальные обычаи, а также природно-климатические условия. Так, при наличии у некоторых детей каких-либо отклонений в развитии или состоянии здоровья (после перенесённых заболеваний, щадящее питание детям с заболеваниями органов пищеварения, аллергии и др.), необходимо индивидуально учесть данные отклонения и обеспечить соответствующее питание. Контроль осуществляется медицинским работником учреждения.
Соблюдение национально - территориального принципа питания детей является одним из важных моментов профилактики ряда заболеваний. Так, на территории Крайнего Севера у детей, посещающих детские дошкольные учреждения, при европеизированном типе питания часто развивается анемия, кариес зубов, снижается острота зрения. В то же время природа Крайнего Севера и Сибири даёт широкие возможности использовать в питании детей разнообразные дикорастущие ягоды (брусника, черника, жимолость, смородина), оленину, мясо морских животных, речные породы рыбы и многие другие, которые содержат широкий спектр витаминов, минеральных веществ, редких микроэлементов.
Для правильной организации питания детей немаловажное значение имеет обстановка, в которой происходит приём пищи. Наличие соответствующей мебели и посуды, оформление зала столовой, красивое оформление блюд – всё это способствует положительному процессу приёма пищи. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением, необходимо обучать элементарным правилам поведения за столом.
В организации питания детей, посещающих детские дошкольные учреждения, должна быть обеспечена чёткая преемственность между дошкольным учреждением и семьёй ребёнка. Родители должны получать информацию о питании ребёнка в течение дня, чтобы в домашний ужин не повторялись те же блюда или продукты.
Перед уходом в детское дошкольное учреждение в утренние часы ребёнку можно дать дома стакан кисло - молочного продукта или какие - либо фрукты.
Следует отметить особенности в организации питания детей с пищевой аллергией. При определении такого ребёнка в детское дошкольное учреждение необходимо предупредить персонал группы, работников пищеблока и медицинского работника о том, какие продукты ребёнок не переносит, какими их следует заменять. Данные предупреждения должны быть указаны в выписке из истории развития ребёнка, которую участковый педиатр заполняет при направлении его в детский коллектив.
При должном внимании к этому вопросу можно правильно организовать питание детей, страдающих пищевой аллергией. В детских дошкольных учреждениях на таких детей заводят специальные листки питания, в которых конкретно указывается, какие продукты противопоказаны данному ребёнку, и чем следует их заменить. На пищеблоке учреждения необходимо организовать приготовление ряда специальных блюд, поэтому к работникам предъявляются и соответствующие требования при приёме на работу.
Второе место, после аллергии, особенно у детей старшего возраста, занимает ожирение. Ожирение происходит в результате несбалансированности рациона, в котором преобладают продукты высококалорийные: мучные кондитерские изделия, картофель, макароны, крупы манная и рисовая и т.д.; нарушен режим питания; наблюдается переедание в вечернее время суток; малоподвижный образ жизни (в свободное время дети, вместо занятий спортом, заняты компьютерными играми или просмотром телевизионных передач).
Профилактика ожирения заключается, прежде всего, в организации рационального питания, обеспечении достаточной двигательной активности с помощью систематических занятий спортом, прогулок с активными подвижными играми.
Дети, страдающие избыточной массой тела, должны получать полноценную сбалансированную диету № 8, полностью отвечающую их физиологическим потребностям в основных пищевых веществах и энергии. При этом следует ограничить потребление легкоусвояемых углеводов (сахар, мёд, варенье, кондитерские изделия) на 25-50 %. Рацион должен содержать достаточное количество овощей, богатых клетчаткой, несладких фруктов, соков, ягод и нежирных кисломолочных продуктов, хлебобулочных изделий из муки грубого помола (ржаной, зерновой и др.), сахар заменяется ксилитом, количество которого не должно превышать 20-30 г в сутки (в зависимости от возраста). Потребность в белке, особенно животного происхождения, покрывается за счёт потребления нежирных сортов мяса, птицы, рыбы, творога, яиц, кисло-молочных нежирных продуктов.
Количество жира (по сравнению с нормой) следует ограничить на 15-30 % (в зависимости от степени ожирения). Рекомендуется растительное и сливочное масло, содержащее пониженное содержание жира (62,5 %) – диетическое, бутербродное; растительное - в пределах нормы 10-20 г в сутки; сливочное – ограничение на 15-25 % от нормы; ограничение потребления жидкости и соли на 15-30 % от нормы; режим питания -5-6 раз в сутки. Частые приёмы пищи подавляют чувство голода и снижают аппетит. Кроме того, пища лучше переваривается и не откладывается в виде жира в организме.
Суточный рацион ребёнка рекомендуется распределять следующим образом: основная его часть должна приходиться на первую половину дня, т.е. на часы наибольшей двигательной активности, последний приём пищи – не позднее, чем за 2-3 часа до сна.
Рекомендуемое распределение суточного рациона при 5-ти кратном приёме пищи:
1 завтрак – 15 % - дома;
2 завтрак – 20 %;
обед – 35 %;
полдник – 15 %;
ужин – 15 %.
На первый завтрак дают молочнокислые продукты, овощи, фрукты, яйцо. В детском учреждении или в школе завтрак выдается в меньшем объёме.
Для детей с повышенной массой тела в детских дошкольных учреждениях необходимо организовать индивидуальное питание. Их следует посадить за отдельный стол, чтобы они не чувствовали себя обиженными из-за ограничений в пище или замены одних блюд другими (крупяные и макаронные гарниры или блюда заменяются овощными; сдобные мучные изделия готовят несладкими из муки грубого помола и т.д.).
Кроме того, при организации питания детей дошкольного и школьного возрастов необходимо учитывать ряд технологических и санитарных требований к приготовлению блюд.
Согласно СанПиН 42-123-5777-91 запрещается принимать в пищеблоках детских дошкольных учреждений и школах:
- мясо, птицу, яйцо без клейма и ветеринарного заключения (наличие гигиенического сертификата);
- импортное мясо и мясопродукты, поступившие по прямым поставкам и гуманитарной помощи;
- утиные, гусиные яйца;
- консервы с нарушением герметичности, наличием бомбажа и вздутые;
- овощи, плоды с признаками гнили;
- разные грибы (свежие, солёные, маринованные);
- крупы, муку, сухофрукты с признаками заражения амбарными вредителями;
- особо скоропортящиеся продукты с истекшими сроками реализации или на грани их истечения;
- использовать рыбопродукты из Норвегии и Шотландии без радиологического контроля;
- омлеты из меланжа;
- не кипячёное молоко;
- сметану использовать только после тепловой обработки (для приготовления блюд с тепловой обработкой);
- блинчики с творогом, изготовленные из не пастеризованного молока;
- макароны по-флотски;
- использовать эмалированную и пластмассовую посуду при приготовлении блюд.
В технологии приготовления блюд необходимо учесть ряд общих требований:
- исключить жарку во фритюре. Рекомендовать варку на пару, основным способом, обжарку, тушение и запекание;
- исключить уксус, горчицу, хрен, перец. Рекомендовать лимонную кислоту, сок лимона, мелкорубленную зелень;
- исключить жирную рыбу и мясо различных видов животных;
- исключить кулинарные жиры. Маргарин можно использовать только по согласованию с санитарными службами. Рекомендовать сливочное масло и растительные жиры, использовать их лучше без тепловой обработки. Для приготовления блюд использовать топлёное масло;
- исключить мясо-костные и костные бульоны, солянки и харчо, мясные и рыбные блюда с костями;
- рекомендовать суповые концентраты, блюда из рубленого мяса и рыбы, птицы; салаты, сочетающие в своем составе овощи и фрукты; винегреты с нерыбными продуктами моря, кальмарами, морской капустой, папоротником;
- предусматривать дополнительную витаминизацию блюд.
Преимущества использования суповых концентратов очевидны.
Во- первых, экономические.
Специалисты США подсчитали, что применение суповых концентратов экономит 70 % всех затрат – энергетических, на транспорт, хранение, трудовые ресурсы.
Контроль и учёт: расход концентрата легко рассчитать, предсказать и проконтролировать.
Возможность делать запасы: срок годности от 9 месяцев до 2 лет.
Упрощение всех расчётов (калькуляций и т.д.).
Универсальность: один и тот же концентрат может служить основой как для приготовления супа, так и соуса к горячему блюду.
Во – вторых, вкусовые.
Суповые концентраты изготавливают из высококачественного сырья на новейшем оборудовании высококвалифицированные специалисты.
Компании выпускают преимущественно те супы, которые по статистике пользуются наибольшим спросом, то есть одобрены самими потребителями.
Стабильность вкусовых ощущений: все порции, приготовленные на концентрате одного вида, абсолютно одинаковы, поскольку к ним добавляется только вода.
Разнообразие блюд: даже хорошему повару трудно состязаться с огромным разнообразием суповых концентратов в продаже.
В-третьих, пищевая ценность.
Употребление концентратов позволяет точно предсказать и проконтролировать калорийность супа, что особенно важно в питании школьников. Растущему организму важно также регулярно получать определённое количество витаминов и минералов (например, железа), что можно обеспечить только школьными завтраками из суповых концентратов.
Статистика показывает, что дети, получающие такое «дозированное» питание, физически крепче, менее подвержены заболеваниям, и, как следствие, у них лучше посещаемость, они лучше себя ведут, лучше растут и развиваются, более внимательны на уроках, а следовательно – лучше учатся.
В-четвёртых, гигиенические.
Согласитесь: гораздо проще соблюдать все санитарные нормы, имея дело всего лишь с ложкой порошка, нежели с тушкой курицы, костями, овощами и т.д.
Большое значение для растущего организма имеет достаточное потребление полноценного белка, причём белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60 % от общего количества. При дефиците белка животного происхождения у детей отмечаются нарушения функции коры головного мозга, быстро наступает переутомление, ухудшается успеваемость.
Принципы организации питания учащихся:
- соблюдение основ рационального питания;
- соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам организма;
- обеспечение основными пищевыми веществами в определённом соотношении (сбалансированности) согласно возрасту и специфике питания (питание детей в районах Чернобыля, Крайнего Севера, экологически неблагоприятных районах);
- правильное распределение суточного рациона по отдельным приёмам пищи в течение дня.
Потребности детей школьного возраста в основных пищевых веществах и энергии даны в таблицах 3,4,5. Примерный суточный набор продуктов для учащихся приведен в таблице 6.
Таблица 3 – Рекомендуемые величины потребления энергии, белков, жиров и углеводов для детей, подростков и учащейся молодёжи
Возраст |
Энергия, ккал |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
||
всего |
в том числе животные |
всего |
в том числе растительные |
|||
6 лет 7-10 лет 11-13 лет: мальчики девочки 14-17 лет: юноши девушки |
1970 2300
2700 2450
2900 2600 |
68 79
93 85
100 90 |
44 47
56 51
60 54 |
68 79
93 85
100 90 |
10 16
19 17
20 18 |
272 315
370 340
400 360 |
Таблица 4 – Рекомендуемые величины потребления витаминов для детей и подростков (в день)
Возраст |
В1, мг |
В2, мг
|
В6, мг |
В12, мг |
Фола-цин, мкг |
Ниацин, мг (РР) |
С, мкг |
А, мкг |
Е, МЕ |
Д, МЕ |
6 лет 7-10 лет 11-13 лет: мальчики девочки 14-17 лет: юноши девушки |
1,0 1,4
1,6 1,5
1,7 1,6 |
1,3 1,6
1,9 1,7
2 1,8 |
1,3 1,6
1,9 1,7
2 1,8 |
1,5 2
3 3
3 3 |
200 200
200 200
200 200 |
12 15
18 16
19 17 |
50 60
70 60
75 65 |
500 700
1000 1000
1000 1000 |
10 10
12 10
15 12 |
100 100
100 100
100 100 |
Таблица 5 – Рекомендуемое суточное потребление минеральных веществ для детей и подростков (мг)
Возраст |
Кальций |
Фосфор
|
Магний |
Железо |
6 лет 7-10 лет 11-13 лет: мальчики девочки 14-17 лет: юноши девушки |
1200 1100
1200 1100
1200 1100 |
1450 1650
1800 1650
1800 1650 |
300 250
350 300
300 300 |
15 18
18 18
18 18 |
Таблица 6 – Примерный набор продуктов для детей школьного возраста, г в сутки
Продукты |
Возраст, лет |
||||
6 |
7-10 |
11-13 |
14-17 |
||
юноши |
девушки |
||||
Молоко Творог Сметана Сыр Мясо Рыба Яйцо, шт Хлеб: ржаной пшеничный Крупы, макаронные изделия Мука пшеничная Сахар Кондитерские изд. Масло: сливочное растительное Картофель Овощи разные Фрукты: свежие сухие |
500 50 15 5 100 50 0,5 60 110
45 25 55 10 25 9 220 250 150 15 |
500 40 15 10 140 40 1 70 150
45 25 60 10 25 10 200 275 150 15 |
500 45 15 10 170 50 1 100 200
50 30 65 15 30 15 250 300 150 20 |
600 60 20 20 220 70 1 150 250
60 35 80 20 40 20 300 350 150 25 |
500 50 15 15 200 60 1 100 200
50 30 65 15 30 15 250 320 150 20 |
Режим питания школьника – спортсмена может отличаться от режима, принятого для детей данного возраста. В тех случаях, когда занятия спортом проводятся в утренние часы, энергетическая ценность завтрака должна быть повышена до 35 % от общей суточной калорийности рациона. Если занятия, особенно соревнования, проводятся в вечерние часы, калорийность ужина повышается в 1,5 – 2 раза. Однако богатую клетчаткой пищу во время ужина принимать не следует, её лучше распределить между завтраком и обедом.
В дни усиленных тренировок пища должна быть объёмной, но достаточно калорийной, богатой белками и углеводами. При этом необходимо избегать употребления продуктов, содержащих большое количество жира. После плотной еды к тренировкам и соревнованиям следует приступать спустя 2,5-3 ч.
В общеобразовательных учебных заведениях питание учащихся, преподавателей, обслуживающего персонала организуется в столовых и столовых - раздаточных. В школах с числом учащихся в первую смену 320 человек и более должны организовываться столовые, при меньшей численности – столовые раздаточные.
В начальных школах на 4 класса при численности 80 учащихся допускается наличие предприятия общественного питания общей площадью 30 м2 с отпуском горячих блюд, доставляемых из специализированного заготовочного предприятия: комбината школьного питания (КШП), школьной базовой столовой (ШБС).